Районные методические объединения

Патриотическое воспитание

 

 

Как организовать и проконтролировать работу по патриотическому воспитанию в школе

Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"»

Татьяна Лопатина, эксперт Системы Завуч

Чтобы организовать патриотическое воспитание в школе, проводите работу со всеми участниками образовательных отношений. В рекомендации читайте, какие документы учесть при организации работы по направлению, как включить патриотическое воспитание в ООП, как организовать работу с детьми на всех уровнях школьного образования, как планировать работу с родителями и как проконтролировать работу по направлению. Также скачайте примерный список мероприятий и  образец справки, чтобы подвести итоги работы.

Как включить гражданско-патриотическое воспитание в ООП

Чтобы включить патриотическое воспитание в ООП, опишите содержание, виды и формы деятельности по формированию патриотизма у школьников в содержательном и организационном разделах. В рамках содержательного раздела патриотическую работу можно внести в рабочую программу воспитания и рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей. В рамках организационного – в учебный план, план внеурочной деятельности и календарные планы воспитательной работы.

Опирайтесь на требования ФГОС НОО и ООО 2021 года, ФГОС НОО, ООО и СОО второго поколения, Федерального закона «Об образовании в РФ», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Учитывайте методические рекомендации Минпросвещения по изучению государственной символики России. Их направили в образовательные организации  письмом от 15.04.2022 № СК-295/06. 

Как включить в рабочую программу воспитания

С 2021 года патриотическое воспитание не выделяется в самостоятельное направление воспитательной работы, как это было ранее. Так как любое воспитательное событие или мероприятие одновременно может влиять на формирование нескольких личностных качеств у ребенка. Однако новые ФГОС НОО и ООО в требованиях к планируемым результатам освоения ООП распределили личностные результаты по направлениям воспитания. Среди прочих выделяются результаты гражданско-патриотического воспитания на уровне НОО, гражданского и патриотического – на уровне ООО (п. 41.1 ФГОС НОО и п. 42.1 ФГОС ООО). Учитывайте их при разработке рабочих программ воспитания в части содержания воспитательной работы по патриотическому воспитанию, ее видов и форм.

Опишите ожидаемые результаты патриотического воспитания в разделе «Цель и задачи воспитания» рабочих программ воспитания. Они будут отражать личностное развитие детей. Опирайтесь на базовые ценности, которые определяют личностное развитие школьников: семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Ниже смотрите пример формулировки разделов по ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения.

Пример

Фрагмент раздела рабочей программы воспитания «Цель и задачи воспитания» для уровня ООО по ФГОС-2021

<...>

Целевые приоритеты, выделяемые в связи с возрастными особенностями обучающихся уровня ООО, заключаются в их готовности руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширении опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

<...>

патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

<...> 

Пример

Фрагмент раздела рабочей программы воспитания «Цель и задачи воспитания» для уровня ООО по ФГОС второго поколения

<...>

На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

<...>

Опишите работу с учениками по формированию патриотизма в разделе «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности». Вы можете описать содержание, виды и формы патриотической работы во всех модулях программы. Или вынести в отдельный вариативный модуль. Например, в рамках модуля «Детские общественные объединения» создать краеведческое, военно-патриотическое объединение или поисковый отряд. Оба варианта оформления смотрите в примерах. 

Пример

Описание видов, форм и содержания воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности в рабочей программе воспитания

 

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

<...>

Вне образовательной организации:

  1. Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности.
  2. Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.

Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных социальных проектах, благотворительных акциях:

  • эколого-благотворительная акция «Волонтеры в помощь детям-сиротам "Добрые крышечки"»;
  • благотворительная акция «УМКА»;
  • благотворительная акция «Теплый ноябрь»;
  • благотворительная поездка в Вяземский приют «Дом милосердия»;
  • благотворительные ярмарки (зимняя и весенняя);
  • «Елка желаний»;
  • «Удивительные елки»;
  • благотворительная акция «Подари ребенку книгу».

Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения.

Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя школы. Основные мероприятия проекта:

  • акция «Подарки для ветеранов»;
  • выезд для благоустройства памятника;
  • митинг у памятника;
  • концерт, посвященный Дню Победы;
  • выезд к ветеранам «Невыдуманные рассказы»;
  • «Календарь Победы»;
  • экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.

У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности, получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления исторического наследия страны, будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.

<...>

На уровне образовательной организации:

  1. Разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
  2. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
  3. Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся.

Масленица. Общешкольный праздник народной культуры для учащихся, учителей, родителей. Совет школы формирует ответственную группу активистов, участники которой придумывают новые конкурсы, изготавливают и проверяют реквизит, подбирают костюмы, обговаривают правила безопасности, сотрудничают с дополнительным образованием для организации музыкального сопровождения. Создаются благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к народной культуре, народным традициям и их общее духовно-нравственное развитие.

<...>

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

<...>

Духовно-нравственное направление

Курс «Уроки нравственности». Основное содержание курса – изучение моральных норм и правил нравственного поведения, этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Курс способствует усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; раскрывает сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Обучающиеся научатся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Курс рассчитан на обучающихся 5–9-х классов.

<...>

Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.;
  • договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения;
  • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
  • лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.

Детское общественное объединение «Добровольцы и волонтеры». Общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем. Участниками объединения могут быть учащиеся с 5-го по 11-й класс. Деятельность объединения осуществляется как в школе, так и за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и родителями. Объединение имеет свою символику. Обучающиеся получают важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Работа в детском общественном объединении «Добровольцы и волонтеры» способствует воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, формированию лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, получают опыт организаторской деятельности, умения работать в команде, распределять обязанности, контролировать сроки выполнения, чувствовать ответственность за результат.

<...>

Включите в рабочие программы воспитания уровней образования воспитательные события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Включить такие воспитательные события тоже можно в содержание любого модуля рабочей программы воспитания.

Например, в рамках модуля «Классное руководство» запланируйте уроки «Разговоры о важном» во всех классах. На этих уроках классные руководители смогут обсудить с учениками события, которые произошли в их школе, в регионе, в стране. А также рассказывать о государственной символике России и ее истории, учить правилам обращения с государственными символами, знакомить с ответственностью за нарушения использования или порчу государственных символов.

В модуле «Ключевые общешкольные дела» запланируйте организационные линейки по понедельникам перед уроками. Такая линейка поможет внедрить школьную церемонию поднятия или вноса флага и исполнения гимна России. Еще в рамках линейки можно подводить итоги прошедшей недели и рассказывать о важных событиях, которые предстоят, новостях школы, района, страны. 

В модуле «Детские общественные объединения» предусмотрите организацию школьных знаменных групп по уровням образования. Знаменные группы будут вносить флаг России на еженедельные линейки, торжественные мероприятия. В такие группы будут входить только лучшие ученики школы, которые добились успехов в учебе или общественной жизни. На собраниях знаменных групп можно проводить обучение ритуалам вноса и выноса, поднятия и снятия Государственного флага в соответствии с правилами использования государственной символики. Ниже смотрите примерное описание деятельности знаменной группы в содержании модуля «Детские общественные объединения».

Пример

Описание применения государственной символики в модуле «Детские общественные объединения»

Школьный знаменный отряд

Школьный знаменный отряд – это детское общественное объединение, члены которого отвечают за хранение, вынос, поднятие и спуск Государственного флага РФ, а также знамени школы во время проведения торжественных, организационных, воспитательных событий, конкурсов и их финалов, церемоний награждений.

Право входить в состав школьного знаменного отряда почетно. Школьник, который может войти в состав отряда, должен иметь выдающиеся успехи в учебе, общественной жизни школы, победы в олимпиадах и конкурсах.

Состав знаменного отряда утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из обучающихся 8–10-х классов школы по итогам учебного года на заседании майского педагогического совета, с учетом мнения обучающихся, на следующий учебный год.

Командир знаменного отряда выбирается полным собранием его состава и утверждается ученическим советом школы. В составе школьного знаменного отряда формируются пять знаменных групп, в каждую из них входят знаменщик и два ассистента. Знаменщик назначается командиром знаменного отряда.

Знаменная группа вносит Государственный флаг РФ и знамя школы на торжественные мероприятия, а также осуществляет поднятие Государственного флага в понедельник в начале организационной линейки и его спуск еженедельно в последний учебный день недели после последнего урока по расписанию.

Знаменная группа несет ответственность:

  • за сохранность вверенных Государственного флага РФ и школьного знамени;
  • уважительное и бережное отношение к вверенным Государственному флагу РФ и школьному знамени;
  • соблюдение правил ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ и школьного знамени;
  • соблюдение установленной парадной формы одежды во время проведения ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ и школьного знамени.

Торжественная передача Государственного флага РФ и знамени школы новому знаменному отряду школы происходит в День последнего звонка.

В модуле «Школьный урок» можно запланировать прослушивание гимна России в начале первого урока каждый понедельник. Например, этот вариант можно использовать, когда нет возможности проводить еженедельные линейки. Опишите в содержании модуля рекомендации по организации процедуры прослушивания гимна России.

Как включить в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей

Рекомендуйте педагогам включить элементы патриотического воспитания во всех разделах рабочих программ. В разделе «Содержание учебного предмета» можно описать патриотическую составляющую основных разделов и тем предмета, курса или модуля. Такие предметы как история, обществознание, русский язык, литература, родной язык и литература на родном языке уже имеют патриотическое содержание. В содержание других предметов, например, географии, математики, биологии и других, патриотическое воспитание включается через изучение российских ученых, путешественников, исследователей, природы России и т. п.

Пусть педагоги отразят темы, которые способствуют патриотическому воспитанию, в разделе «Тематическое планирование». Например, поручите педагогам-предметникам предусмотреть темы, которые будут содержать информацию о государственном флаге, гимне или гербе России. В основном это касается таких учебных предметов, как русский язык, литература, родной язык, литературное чтение на родном языке, окружающий мир, обществознание, история, ОРКСЭ, ОДНКНР, изобразительное искусство и музыка. 

Как включить в планы внеурочной деятельности

Предусмотрите в планах внеурочной деятельности курсы для углубленного изучения содержания предметов в части патриотического воспитания. Например, такие курсы могут быть посвящены изучению российской государственной символики в прошлом и в современности. Еще предусмотрите в плане часы для классных руководителей на проведение уроков «Разговоры о важном». Запланируйте организацию кружков по краеведению, военно-патриотических клубов, поисковых отрядов и т.п.

Как включить в календарные планы воспитательной работы

Укажите в календарных планах воспитательной работы события, дела и мероприятия патриотического воспитания. Они должны конкретизировать информацию разделов «Виды, формы и содержание воспитательной работы» рабочих программ воспитания уровней образования. Пример оформления смотрите ниже.

Пример

Воспитательные события гражданско-патриотического направления в календарном плане воспитательной работы ООО

 

Календарный план воспитательной работы ООО

Дела

Классы

Ориентировочное время проведения

Ответственные

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Тематические классные часы (по календарю образовательных событий)

Классный час «Боль Беслана», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (03.09)

5–9-е

03.09

Классные руководители

Классный час «День народного единства»

5–9-е

04.11

Классные руководители

Урок мужества ко

Дню Неизвестного Солдата

1–11-е

03.12

Классные руководители

Замдиректора по ВР

<...>

ШКОЛЬНЫЙ УРОК

Музейные уроки

5–9-е

В течение года

Учителя-предметники

Замдиректора по УВР

Замдиректора по ВР

125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики)

5–9-е

10.09

Учителя математики

Замдиректора по ВР

<...>

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Общешкольное родительское собрание «Права ребенка. Обязанности родителей»

1–11-е

Сентябрь

Замдиректора

Классные руководители

<...>

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Совет дела «Проект "Наследники Великой Победы"» (поздравление ветеранов)

5–11-е

09.11–13.11

Школьный комитет

«Добровольцы и волонтеры»

Совет капитанов

Школьное коммуникационное агентство

«Старшие для младших»

<...>

Когда будете составлять календарные планы, опирайтесь на перечень государственных праздников и памятных дат, который приводит Минпросвещения в методрекомендациях (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Учитывайте примерный календарный план воспитательной работы Мипросвещения. Также включите мероприятия, которые будут посвящены Году культурного наследия в России. Смотрите в таблице государственные праздники и традиционные праздничные даты.

Государственные праздники

Традиционные праздничные даты

12 июня – День России

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации

30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации

12 декабря – День Конституции

25 декабря – День утверждения трех ФКЗ: о Государственном флаге, гербе и гимне России

1 сентября – День знаний

4 ноября – День народного единства

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

12 апреля – День космонавтики

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

Другие праздники, в том числе региональные

Дата последнего обновления страницы 03.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»