Как организовать и проконтролировать работу по патриотическому воспитанию в школе
Елена Сизова, руководитель структурного подразделения «Воспитательная работа и социализация» АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"» |
Татьяна Лопатина, эксперт Системы Завуч |
Чтобы организовать патриотическое воспитание в школе, проводите работу со всеми участниками образовательных отношений. В рекомендации читайте, какие документы учесть при организации работы по направлению, как включить патриотическое воспитание в ООП, как организовать работу с детьми на всех уровнях школьного образования, как планировать работу с родителями и как проконтролировать работу по направлению. Также скачайте примерный список мероприятий и образец справки, чтобы подвести итоги работы.
Как включить гражданско-патриотическое воспитание в ООП
Чтобы включить патриотическое воспитание в ООП, опишите содержание, виды и формы деятельности по формированию патриотизма у школьников в содержательном и организационном разделах. В рамках содержательного раздела патриотическую работу можно внести в рабочую программу воспитания и рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей. В рамках организационного – в учебный план, план внеурочной деятельности и календарные планы воспитательной работы.
Опирайтесь на требования ФГОС НОО и ООО 2021 года, ФГОС НОО, ООО и СОО второго поколения, Федерального закона «Об образовании в РФ», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Учитывайте методические рекомендации Минпросвещения по изучению государственной символики России. Их направили в образовательные организации письмом от 15.04.2022 № СК-295/06.
Как включить в рабочую программу воспитания
С 2021 года патриотическое воспитание не выделяется в самостоятельное направление воспитательной работы, как это было ранее. Так как любое воспитательное событие или мероприятие одновременно может влиять на формирование нескольких личностных качеств у ребенка. Однако новые ФГОС НОО и ООО в требованиях к планируемым результатам освоения ООП распределили личностные результаты по направлениям воспитания. Среди прочих выделяются результаты гражданско-патриотического воспитания на уровне НОО, гражданского и патриотического – на уровне ООО (п. 41.1 ФГОС НОО и п. 42.1 ФГОС ООО). Учитывайте их при разработке рабочих программ воспитания в части содержания воспитательной работы по патриотическому воспитанию, ее видов и форм.
Опишите ожидаемые результаты патриотического воспитания в разделе «Цель и задачи воспитания» рабочих программ воспитания. Они будут отражать личностное развитие детей. Опирайтесь на базовые ценности, которые определяют личностное развитие школьников: семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Ниже смотрите пример формулировки разделов по ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения.
Пример
Фрагмент раздела рабочей программы воспитания «Цель и задачи воспитания» для уровня ООО по ФГОС-2021
<...>
Целевые приоритеты, выделяемые в связи с возрастными особенностями обучающихся уровня ООО, заключаются в их готовности руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширении опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
<...>
патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
<...>
Пример
Фрагмент раздела рабочей программы воспитания «Цель и задачи воспитания» для уровня ООО по ФГОС второго поколения
<...>
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующую цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
<...>
Опишите работу с учениками по формированию патриотизма в разделе «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности». Вы можете описать содержание, виды и формы патриотической работы во всех модулях программы. Или вынести в отдельный вариативный модуль. Например, в рамках модуля «Детские общественные объединения» создать краеведческое, военно-патриотическое объединение или поисковый отряд. Оба варианта оформления смотрите в примерах.
Пример
Описание видов, форм и содержания воспитательной деятельности гражданско-патриотической направленности в рабочей программе воспитания
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
<...>
Вне образовательной организации:
- Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности.
- Открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных социальных проектах, благотворительных акциях:
- эколого-благотворительная акция «Волонтеры в помощь детям-сиротам "Добрые крышечки"»;
- благотворительная акция «УМКА»;
- благотворительная акция «Теплый ноябрь»;
- благотворительная поездка в Вяземский приют «Дом милосердия»;
- благотворительные ярмарки (зимняя и весенняя);
- «Елка желаний»;
- «Удивительные елки»;
- благотворительная акция «Подари ребенку книгу».
Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения.
Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство мемориала, концерт, информационные сообщения на ассамблеях, программу экскурсий по теме Великой Отечественной войны. В проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя школы. Основные мероприятия проекта:
- акция «Подарки для ветеранов»;
- выезд для благоустройства памятника;
- митинг у памятника;
- концерт, посвященный Дню Победы;
- выезд к ветеранам «Невыдуманные рассказы»;
- «Календарь Победы»;
- экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.
У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности, получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления исторического наследия страны, будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.
<...>
На уровне образовательной организации:
- Разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
- Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
- Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся.
Масленица. Общешкольный праздник народной культуры для учащихся, учителей, родителей. Совет школы формирует ответственную группу активистов, участники которой придумывают новые конкурсы, изготавливают и проверяют реквизит, подбирают костюмы, обговаривают правила безопасности, сотрудничают с дополнительным образованием для организации музыкального сопровождения. Создаются благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к народной культуре, народным традициям и их общее духовно-нравственное развитие.
<...>
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
<...>
Духовно-нравственное направление
Курс «Уроки нравственности». Основное содержание курса – изучение моральных норм и правил нравственного поведения, этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Курс способствует усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; раскрывает сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Обучающиеся научатся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Курс рассчитан на обучающихся 5–9-х классов.
<...>
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.;
- договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
- лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
- рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Детское общественное объединение «Добровольцы и волонтеры». Общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем. Участниками объединения могут быть учащиеся с 5-го по 11-й класс. Деятельность объединения осуществляется как в школе, так и за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и родителями. Объединение имеет свою символику. Обучающиеся получают важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Работа в детском общественном объединении «Добровольцы и волонтеры» способствует воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, формированию лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, получают опыт организаторской деятельности, умения работать в команде, распределять обязанности, контролировать сроки выполнения, чувствовать ответственность за результат.
<...>
Включите в рабочие программы воспитания уровней образования воспитательные события, которые позволят школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Включить такие воспитательные события тоже можно в содержание любого модуля рабочей программы воспитания.
Например, в рамках модуля «Классное руководство» запланируйте уроки «Разговоры о важном» во всех классах. На этих уроках классные руководители смогут обсудить с учениками события, которые произошли в их школе, в регионе, в стране. А также рассказывать о государственной символике России и ее истории, учить правилам обращения с государственными символами, знакомить с ответственностью за нарушения использования или порчу государственных символов.
В модуле «Ключевые общешкольные дела» запланируйте организационные линейки по понедельникам перед уроками. Такая линейка поможет внедрить школьную церемонию поднятия или вноса флага и исполнения гимна России. Еще в рамках линейки можно подводить итоги прошедшей недели и рассказывать о важных событиях, которые предстоят, новостях школы, района, страны.
В модуле «Детские общественные объединения» предусмотрите организацию школьных знаменных групп по уровням образования. Знаменные группы будут вносить флаг России на еженедельные линейки, торжественные мероприятия. В такие группы будут входить только лучшие ученики школы, которые добились успехов в учебе или общественной жизни. На собраниях знаменных групп можно проводить обучение ритуалам вноса и выноса, поднятия и снятия Государственного флага в соответствии с правилами использования государственной символики. Ниже смотрите примерное описание деятельности знаменной группы в содержании модуля «Детские общественные объединения».
Пример
Описание применения государственной символики в модуле «Детские общественные объединения»
Школьный знаменный отряд
Школьный знаменный отряд – это детское общественное объединение, члены которого отвечают за хранение, вынос, поднятие и спуск Государственного флага РФ, а также знамени школы во время проведения торжественных, организационных, воспитательных событий, конкурсов и их финалов, церемоний награждений.
Право входить в состав школьного знаменного отряда почетно. Школьник, который может войти в состав отряда, должен иметь выдающиеся успехи в учебе, общественной жизни школы, победы в олимпиадах и конкурсах.
Состав знаменного отряда утверждается приказом директора школы после рассмотрения кандидатур из обучающихся 8–10-х классов школы по итогам учебного года на заседании майского педагогического совета, с учетом мнения обучающихся, на следующий учебный год.
Командир знаменного отряда выбирается полным собранием его состава и утверждается ученическим советом школы. В составе школьного знаменного отряда формируются пять знаменных групп, в каждую из них входят знаменщик и два ассистента. Знаменщик назначается командиром знаменного отряда.
Знаменная группа вносит Государственный флаг РФ и знамя школы на торжественные мероприятия, а также осуществляет поднятие Государственного флага в понедельник в начале организационной линейки и его спуск еженедельно в последний учебный день недели после последнего урока по расписанию.
Знаменная группа несет ответственность:
- за сохранность вверенных Государственного флага РФ и школьного знамени;
- уважительное и бережное отношение к вверенным Государственному флагу РФ и школьному знамени;
- соблюдение правил ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ и школьного знамени;
- соблюдение установленной парадной формы одежды во время проведения ритуалов подъема, спуска, выноса Государственного флага РФ и школьного знамени.
Торжественная передача Государственного флага РФ и знамени школы новому знаменному отряду школы происходит в День последнего звонка.
В модуле «Школьный урок» можно запланировать прослушивание гимна России в начале первого урока каждый понедельник. Например, этот вариант можно использовать, когда нет возможности проводить еженедельные линейки. Опишите в содержании модуля рекомендации по организации процедуры прослушивания гимна России.
Как включить в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
Рекомендуйте педагогам включить элементы патриотического воспитания во всех разделах рабочих программ. В разделе «Содержание учебного предмета» можно описать патриотическую составляющую основных разделов и тем предмета, курса или модуля. Такие предметы как история, обществознание, русский язык, литература, родной язык и литература на родном языке уже имеют патриотическое содержание. В содержание других предметов, например, географии, математики, биологии и других, патриотическое воспитание включается через изучение российских ученых, путешественников, исследователей, природы России и т. п.
Пусть педагоги отразят темы, которые способствуют патриотическому воспитанию, в разделе «Тематическое планирование». Например, поручите педагогам-предметникам предусмотреть темы, которые будут содержать информацию о государственном флаге, гимне или гербе России. В основном это касается таких учебных предметов, как русский язык, литература, родной язык, литературное чтение на родном языке, окружающий мир, обществознание, история, ОРКСЭ, ОДНКНР, изобразительное искусство и музыка.
Как включить в планы внеурочной деятельности
Предусмотрите в планах внеурочной деятельности курсы для углубленного изучения содержания предметов в части патриотического воспитания. Например, такие курсы могут быть посвящены изучению российской государственной символики в прошлом и в современности. Еще предусмотрите в плане часы для классных руководителей на проведение уроков «Разговоры о важном». Запланируйте организацию кружков по краеведению, военно-патриотических клубов, поисковых отрядов и т.п.
Как включить в календарные планы воспитательной работы
Укажите в календарных планах воспитательной работы события, дела и мероприятия патриотического воспитания. Они должны конкретизировать информацию разделов «Виды, формы и содержание воспитательной работы» рабочих программ воспитания уровней образования. Пример оформления смотрите ниже.
Пример
Воспитательные события гражданско-патриотического направления в календарном плане воспитательной работы ООО
Календарный план воспитательной работы ООО
Дела |
Классы |
Ориентировочное время проведения |
Ответственные |
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО |
Тематические классные часы (по календарю образовательных событий) |
Классный час «Боль Беслана», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (03.09) |
5–9-е |
03.09 |
Классные руководители |
Классный час «День народного единства» |
5–9-е |
04.11 |
Классные руководители |
Урок мужества ко
Дню Неизвестного Солдата |
1–11-е |
03.12 |
Классные руководители
Замдиректора по ВР |
<...> |
|
|
|
ШКОЛЬНЫЙ УРОК |
Музейные уроки |
5–9-е |
В течение года |
Учителя-предметники
Замдиректора по УВР
Замдиректора по ВР |
125 лет со дня рождения B.Л. Гончарова (информационная минутка на уроке математики) |
5–9-е |
10.09 |
Учителя математики
Замдиректора по ВР |
<...> |
|
|
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Общешкольное родительское собрание «Права ребенка. Обязанности родителей» |
1–11-е |
Сентябрь |
Замдиректора
Классные руководители |
<...> |
|
|
|
САМОУПРАВЛЕНИЕ |
Совет дела «Проект "Наследники Великой Победы"» (поздравление ветеранов) |
5–11-е |
09.11–13.11 |
Школьный комитет
«Добровольцы и волонтеры»
Совет капитанов
Школьное коммуникационное агентство
«Старшие для младших» |
<...> |
|
|
|
Когда будете составлять календарные планы, опирайтесь на перечень государственных праздников и памятных дат, который приводит Минпросвещения в методрекомендациях (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Учитывайте примерный календарный план воспитательной работы Мипросвещения. Также включите мероприятия, которые будут посвящены Году культурного наследия в России. Смотрите в таблице государственные праздники и традиционные праздничные даты.
Государственные праздники |
Традиционные праздничные даты |
12 июня – День России
22 августа – День Государственного флага Российской Федерации
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации
12 декабря – День Конституции
25 декабря – День утверждения трех ФКЗ: о Государственном флаге, гербе и гимне России |
1 сентября – День знаний
4 ноября – День народного единства
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
12 апреля – День космонавтики
1 мая – Праздник Весны и Труда
9 мая – День Победы
Другие праздники, в том числе региональные |