Как работать с детьми или Как выбрать эффективные формы работы с детьми
Перед планированием патриотической работы с детьми, проведите в классах диагностику, чтобы определить уровень сформированности патриотизма. В ходе диагностики вы накопите данные, которые покажут, насколько развито чувство патриотизма у учеников каждого класса по показателям:
- когнитивного компонента гражданско-патриотического воспитания – знание о малой и большой Родине, истории своего народа, символики государства, региона, города, известных соотечественников и их достижений и т. д.;
- эмоционального компонента гражданско-патриотического воспитания – эмоциональное отношение к патриотическим ценностям, например к семье, школе, родному городу, стране;
- деятельностного компонента гражданско-патриотического воспитания – готовность к активной деятельности, к реализации гражданско-патриотической позиции.
Провести диагностику уровня сформированности патриотизма можно с помощью различных методов, например, наблюдения, бесед, анкетирования и других. А комплексное применение методов поможет получить максимально полную информацию о том, насколько хорошо школьники знают историю России, ее символику, традиции и обычаи, как они относятся к историческим событиям и событиям современности.
Наблюдение. Наблюдение дает первичное представление о каких-либо качествах объекта на основе его поступков, высказываний и т.п. Однако данные наблюдения часто бывают субъективны, поэтому часто его применяют вместе с другими методами.
Чтобы провести наблюдение, сначала определите его цель. Например, оценить эмоциональное отношение к Родине при обсуждении каких-либо событий. Затем определите объекты наблюдения – это могут быть все ученики класса, группа учеников или конкретный ученик. Далее разработайте схему наблюдения. Пропишите в ней те качества, за проявлением которых вы будете наблюдать. В схеме можно предусмотреть поля для фиксации результатов и их обработки. Смотрите ниже примерную схему наблюдения.
Пример
Схема наблюдения школьников для определения уровня сформированности патриотических качеств
Цель: определение уровня сформированности патриотизма учеников класса.
1. Общее представление о Родине:
- имеет представление;
- не имеет представления.
2. Эмоциональное отношение к Родине:
- активно-положительное,
- спокойно-положительное,
- пассивно-положительное,
- конфликтное (амбивалентное),
- равнодушное,
- отрицательное.
3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем:
- степень мотивации: высокая, средняя, низкая, отсутствует;
- типы мотивов: общение, игровые, познавательные, мотивы достижения.
4. Оценка школьником своих знаний о Родине и патриотизме:
- может оценить,
- затрудняется оценить.
5. Особенности эмоциональных реакций в процессе патриотической работы:
- положительные,
- отрицательные,
- нейтральные,
- отсутствуют.
Беседы. Метод помогает получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах школьников, их отношении к каким-либо проблемам. Часто беседа проводится вместе с другими методами, чтобы уточнить данные, получить дополнительную информацию.
Анкетирование. Метод позволяет быстро получить массовые данные от учеников и сократить сроки обработки ответов. Чаще всего используется два типа анкет:
- открытые – вопросы предполагают самостоятельную формулировку ответа учеником,
- закрытые – вопросы имеют готовые ответы; ученику нужно выбрать один из них.
С помощью анкетирования можно определить, какую деятельностную позицию занимает школьник – активную или пассивную. Возьмите готовые образцы анкет, чтобы определить уровень сформированности патриотизма учеников НОО, ООО и СОО.
Анкета для учеников начальной школы поможет определить уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, начальных представлений о России, ее народах и истории. А также начальных знаний о своей малой родине.
Анкета для учеников уровня НОО «С чего начинается Родина?»
Анкета для учеников основной школы позволит определить уровень сформированности эмоционального компонента гражданско-патриотического воспитания – отношения к таким ценностям, как семья, школа, родной город, страна.
Анкета для учеников уровня ООО «Незаконченный тезис»
Анкета для учеников средней школы позволит выявить у школьников уровень сформированности системы ценностей гражданина России и определить внутреннюю позицию к ней. А также установить наличие опыта деятельности на основе ценностей гражданина России.
Анкета для учеников уровня СОО «Сформированность гражданско-патриотических убеждений»
Проанализируйте результаты диагностики. Выявите дефициты патриотического воспитания на каждом уровне образования. Составьте список воспитательных дел, событий и мероприятий, которые помогут заполнить пробелы. При этом выбирайте формы и методы работы с детьми с учетом возрастных и психологических особенностей школьников НОО, ООО и СОО. Это позволит повысить эффективность работы по формированию патриотизма.
Например, в рамках внеурочной деятельности можно использовать такие формы проведения занятий, как:
- геральдические вечера;
- исторические экскурсии;
- викторины;
- конкурсы;
- олимпиады;
- выпуск исторических газет;
- выполнение творческих, исследовательских и проектных работ;
- просмотр и обсуждение тематических фильмов.
Сформировать культуру межнациональных отношений поможет художественно-творческая деятельность: участие в литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества, художественных выставках и конкурсах.
Если в школе работает музей, то используйте его потенциал в работе по направлению. Проведение уроков, классных часов в школьном музее пробуждает в детях и подростках потребность к познанию истории большой и малой Родины. Школьный музей – это информационная база для проектной и исследовательской деятельности. В нем можно:
- вести уроки и использовать музейные предметы в качестве учебных пособий на занятии;
- готовить учебно-исследовательские работы;
- проводить учебно-исследовательские конференции, дни открытых дверей, праздники, экскурсии и встречи с интересными людьми.
Чтобы обеспечить всесторонний подход к гражданско-патриотическому воспитанию, запланируйте взаимодействие с социальными организациями, например с советом ветеранов, городскими военно-патриотическими объединениями. Примерный список мероприятий гражданско-патриотического направления смотрите в справочнике Примерные воспитательные события и мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию учеников.
Потенциал для формирования гражданских и патриотических качеств личности детей заложен в уроках по каждому предмету. Реализовать его можно через использование краеведческого материала на уроках и проведение интегрированных уроков, например история – литература, история – физика – химия, обществознание – экология. Чтобы работа коллектива педагогов была эффективной, организуйте для них мастер-классы для обмена опытом по формированию гражданских и патриотических качеств на уроках.
Особенности патриотического воспитания на уровне НОО
На уровне НОО формируют основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, народ и историю России. На этом уровне также происходит знакомство с историко-культурной, этнической и региональной спецификой. Дети узнают, какая она – наша Родина, что они могут для нее сделать, за что могут ценить, уважать и любить ее.
При выборе форм мероприятий учитывайте сильную восприимчивость младших школьников к внешним влияниям, образное мышление, эмоциональность, предрасположенность к усвоению нового, яркость восприятия. Поэтому мероприятия должны проходить в игровой форме, иметь яркий зрительный ряд. Чтение рассказов, заучивание песен и стихов о родном городе, просмотр кинофильмов, экскурсии по родным местам также способствуют формированию патриотических чувств.
Предусмотрите в плане знакомство детей с явлениями общественной жизни на примере жизни классного коллектива и школы. Это формирует социальные начала в чувствах и правильное отношение к фактам окружающей жизни. Запланируйте мероприятия по изучению истории родного города, сбору интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Организуйте составление родословного дерева: дети смогут больше узнать о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, ветеранах труда. Привлеките родителей к организации таких мероприятий и участию в них. От эмоционального отношения взрослых к действительности зависит то, как дети воспринимают события и факты. Кроме непосредственной работы с детьми необходимо предусмотреть и работу с родителями – родительские собрания, лектории, беседы.
Особенности патриотического воспитания на уровне ООО
На уровне ООО школьники приобщаются к общечеловеческим ценностям в рамках формирования российской гражданской идентичности. Формируют отношение к базовым национальным ценностям российского общества, которые учитывают историко-культурную и этническую специфику региона. На этом этапе возникает система ценностей и установок в поведении подростка. Поэтому вовлекайте учеников в общественно-полезную деятельность. Так они смогут овладеть навыками для будущей самостоятельной жизни в обществе. Например, труд по самообслуживанию в школе, работа на пришкольном участке, благоустройство мемориалов Великой Отечественной войны воспитывают стремление внести свой вклад в улучшение жизни, развивают самостоятельность, формируют активное гражданское отношение к жизни, уважение к закону, праву, правам других людей и ответственность перед обществом.
Для работы с учениками 5–9-х классов в гражданско-патриотическом направлении запланируйте природоохранную, туристско-краеведческую и поисковую деятельность. Включите в план участие школьников в экологических акциях. Это сформирует ценностное отношение к природе, родному городу, стране.
Особенности патриотического воспитания на уровне ООО
На уровне СОО формируют готовность школьников к защите интересов Отечества, к патриотическому служению. Углубляются и расширяются знания о процессах различных сфер общества, о правах людей. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. В процессе общественной деятельности старшеклассники совершенствуют готовность и умение защищать свои права и права других людей. Они учатся строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям. Развиваются волевые процессы, усиливаются и становятся осознанными чувства и переживания, которые вызывают события в общественно-политической жизни, формируются нравственные взгляды и убеждения.
В рамках патриотического воспитания можно запланировать совместную работу с военным комиссариатом в рамках постановки на воинский учет. Например, организовать информирование старшеклассников и их родителей о службе в армии. Это нужно, чтобы сформировать правильное представление о Российской армии. Особенно важно это сделать, если во время диагностики вы выявили негативное отношение школьников к армии, военным и срочной службе.
Возможные формы организации информирования:
- регулярные беседы по основным вопросам призыва на военную службу, альтернативной службы;
- дискуссионный клуб для обсуждения плюсов и минусов службы с приглашением представителя военкомата;
- военно-спортивные игры для старшеклассников, их родителей и учителей, например «Зарница» или «Орленок»;
- курс внеурочной деятельности «Подготовка к военной службе»;
- работа военно-патриотических клубов, поисковых отрядов по розыску участников войны, ветеранов, в волонтерских акциях.
Информирование можно проводить и в рамках учебно-полевых сборов, которые входят в практическую часть изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-х классах. На таких сборах школьники приобретают практические навыки военной подготовки, знакомятся с бытом военнослужащих, основами строевой, огневой и тактической подготовки.
Как работать с родителями
Привлекайте к патриотическому воспитанию в школе родителей своих учеников. Можно предварительно изучить опыт патриотического воспитания в семьях. Например, с помощью анкетирования. По результатам сделайте выводы о семейных традициях, методах патриотического воспитания в семьях, затруднениях родителей и их запросах.
Регулярно организуйте совместные с педагогами, родителями и администрацией школы обсуждения по поиску эффективных форм патриотического воспитания. Например, в рамках родительских чтений, собраний и круглых столов на тему патриотического воспитания в семье и школе.
Поощряйте участие родителей в школьных событиях и воспитательных мероприятиях не только в качестве зрителей, но и в качестве инициаторов, организаторов, спикеров и т. п. В патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города.
Контрольно-оценочный. На этом этапе проанализируйте вместе с родителями анализ эффективности работы школы по формированию патриотизма у детей. Используйте для этого анкетирование, оценочные листы, экспресс-диагностики и т. п. Полученные данные помогут скорректировать работу школы по патриотическому воспитанию, а также учесть запросы родителей.
Как проконтролировать работу по направлению
Чтобы проверить работу по гражданско-патриотическому направлению в школе, посетите уроки, занятия внеурочной деятельности, школьные и классные мероприятия. Проанализируйте планы воспитательной работы классных руководителей, чтобы понять, какие формы и методы чаще всего ими используются. Проведите собеседования с педагогами, чтобы выявить затруднения, а также наиболее эффективные формы работы. Организуйте анкетирование школьников и родителей, чтобы узнать их мнение. Результаты контроля внесите в справку.
В справке отразите анализ общешкольных мероприятий, единых классных часов, уроков и акций. Для удобства все мероприятия лучше разделить по уровням образования: отдельно для начальной, основной и средней школы. Если проводили анкетирование учеников, чтобы определить уровень сформированности гражданско-патриотических качеств, то внесите и его результаты.
Если необходимо, внесите коррективы в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы по итогам контроля. Это нужно, чтобы пересмотреть в модулях программы мероприятия по формированию патриотизма и гражданственности. Напишите об этом в рекомендациях справки.
Еще отразите в справке деятельность рабочей группы по разработке проекта рабочей программы воспитания по новым ФГОС НОО и ООО. Согласно новым стандартам в рабочую программу воспитания на 2022/23 учебный год нужно включить направления воспитания, в том числе гражданско-патриотическое на уровне НОО, гражданское и патриотическое на уровне ООО (п. 41.1 ФГОС НОО и п. 42.1 ФГОС ООО). Это значит, что результаты такого воспитания должны быть отражены в личностных результатах освоения ООП НОО и ООО и учтены в формулировке цели и задач воспитания рабочей программы воспитания.
Пример
Формулировка личностных результатов освоения ООП ООО в части гражданского и патриотического воспитания
Личностные результаты гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Личностные результаты патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
<...>
Виды, формы и содержание воспитательной работы школы в гражданско-патриотическом направлении нужно зафиксировать в разделе рабочей программы воспитания. При этом отметьте, учла ли рабочая группа специфику школы, интересы детей и тематику модулей программы. Ниже смотрите готовый образец справки.
© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru