Районные методические объединения

Патриотическое воспитание в детском саду

 

  Патриотическое воспитание в детском саду: как организовать и проконтролировать

Анастасия Кулаева, заведующий МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад № 133», г. Оренбург

Людмила Хохлова, заместитель заведующего по ВМР МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад № 133» г. Оренбурга

Чтобы организовать патриотическое воспитание, спроектируйте РППС, помогите воспитателям включить элементы патриотического воспитания в детскую деятельность и спланируйте работу с родителями. В рекомендации – положение о смотре-конкурсе на лучший патриотический центр, анкета для родителей, а также комплект документов для контроля: план проверки и карты.

Как организовать

Согласно определению воспитания в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ воспитательная работа должна включать патриотическое, духовно-нравственное, гражданско-правовое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, трудовое и экологическое воспитание.

Сформулируйте задачи, которые связаны с патриотическим воспитанием. Задачи, которые должны решать педагоги, смотрите в примере.

Пример

Задачи патриотического воспитания, которые должны решать педагоги

    • Формировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины и России средствами музейной педагогики, физической культуры, полихудожественного пространства;
    • продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России;
    • создать условия для формирования у дошкольников основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему на основе изучения традиций, художественной литературы, культурного наследия большой и малой Родины;
    • создать условия для формирования у детей представлений о духовно-нравственных ценностях, сложившихся в процессе культурного развития России, в процессе специально организованной образовательной деятельности и повседневной жизни;
    • создать условия для приобщения к духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, развития нравственного потенциала и основ гражданственности у детей дошкольного возраста в билингвальной среде;
    • обеспечить развитие интереса к традициям народов России, формирование толерантности, чувства гордости за историю России и уважения к другим народам в процессе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
    • создать условия для конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников через клубную деятельность.

Чтобы организовать работу по патриотическому воспитанию, отразите это направление в документах по организации воспитательно-образовательного процесса. Это ООП ДО, рабочая программа воспитания, а также годовой план работы.

Внесите основные мероприятия по патриотическому воспитанию в ООП ДО. Опишите формы работы по этому направлению с детьми и родителями. Пример формулировок смотрите ниже.

Пример

Формулировки по патриотическому воспитанию в ООП ДО

Программа «Россия – наша Родина» реализуется в части, формируемой участниками процесса, и предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов расширения представлений о себе, о своей семье, родном крае, природе, Родине, воспитание любви к Родине, толерантности и чувства гордости за достижения страны. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями – в ходе разработки программы были созданы необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организована, а также включена в обычные формы работы педагога с воспитанниками. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на ООД, в режимных моментах, играх, труде, так как они не только воспитывают в ребенке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Формы работы педагогов по патриотическому воспитанию с детьми и родителями:

Акции:

    • «Покормите птиц зимой»;
    • «Зеленый патруль»;
    • «Бессмертный полк»;
    • «Георгиевская ленточка»;
    • «Озеленение территории детского сада»;
    • оформление «Экологической галереи».

Совместные мероприятия:

    • физкультура и здоровье: дни здоровья, экологические походы, спортивные эстафеты. Праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»;
    • создание семейных газет: «Моя спортивная семья», «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовет»;
    • <...>

Выставки:

    • выставка детско-родительского творчества «Любимые места города моей семьи»;
    • <...>

Также документом по организации воспитательно-образовательного процесса является рабочая программа воспитания. В ней опишите основную воспитательную работу, которую педагоги планируют проводить с детьми и родителями. 

Вопросы патриотического воспитания также включите в годовой план как часть блока, который касается развития воспитательного процесса в ДОО. Другой вариант – выделить мероприятия патриотического воспитания в отдельный подраздел. Воспользуйтесь готовым образцом плана.

 План мероприятий по патриотическому воспитанию на год

Включите элементы патриотического воспитания в основную деятельность с детьми. Также учитывайте методические рекомендации Минпросвещения об использовании государственных символов РФ, которые разработали по поручению Президента (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Предусмотрите мероприятия, чтобы знакомить детей с гербом, флагом и гимном России, а также контролировать эту работу. Организуйте проектную деятельность.

Привлекайте к взаимодействию родителей воспитанников. Организуйте совместные мероприятия, акции.

В организации работы по патриотическому воспитанию принимают участие все специалисты детского сада, не только воспитатели. Каждый педагог планирует работу по данному направлению. 

Держите на контроле организацию воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию. Организуйте контрольные мероприятия по оценке работы педагогов с детьми, родителями.

Как спроектировать РППС 

Чтобы решать задачи патриотического воспитания, оформите РППС в возрастных группах. Согласно ФГОС она должна способствовать позитивной социализации каждого ребенка, его морально-нравственному и познавательному развитию. В этом помогут патриотический центр, мини-музеи, наглядные материалы и предметы, которые должны быть доступны воспитанникам в течение дня, а не только на занятиях.

Патриотический центр

Оформите патриотический центр в группе тематическими альбомами, фотографиями с видами родного города и столицы, достопримечательностей, климатических зон России. Разместите в уголке образцы герба и флага и другую символику, а также иллюстрации народных промыслов, предметы старины. С их помощью дети смогут ежедневно пополнять свои знания о родном крае и стране.

Чтобы оценить, как педагоги формируют РППС, проведите смотр-конкурс на лучший патриотический центр в группах. Приурочить такой конкурс можно ко Дню защитника Отечества, Дню Победы или провести в рамках мероприятий Года культурного наследия народов России. Конкурс поможет педагогам обогатить РППС материалами по патриотическому воспитанию детей.

Разработайте положение о конкурсе. Пропишите в нем цели, сроки проведения и критерии, по которым будете оценивать патриотические центры. Воспользуйтесь готовым образцом.

 Положение о смотре-конкурсе на лучший патриотический центр в группе

Мини-музей

Оформите на территории детского сада мини-музей, чтобы организовать работу по региональному компоненту. Порекомендуйте педагогам проводить в мини-музее экскурсии, развлечения, тематические беседы, трудовую деятельность дошкольников по региональному компоненту.

Чтобы организовать мини-музей на территории детского сада, разработайте положение о его функционировании. В нем пропишите цели и задачи музея, а также организацию работы. Воспользуйтесь готовым образцом.

 Положение о мини-музее казачьего быта на территории детского сада

Как работать с детьми

Элементы патриотического воспитания педагоги должны включать во все виды деятельности детей. Это могут быть проекты, тематические беседы и рассказы о родном городе, стране, ее истории. Также на прогулках и в ходе экскурсий педагоги могут наблюдать и обсуждать с воспитанниками, как изменился их населенный пункт.

Проектная деятельность

Используйте метод проектной деятельности в работе с детьми. Например, чтобы познакомить дошкольников с символом нашей страны – березой. 

Беседы

В ходе тематических бесед по патриотическому воспитанию педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Включите в тематику беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.

Организуйте беседы и просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов о стране, жизни и труде людей, природе родного края. Воспитателям и специалистам предложите шпаргалку с темами бесед.

Темы для бесед с детьми по патриотическому воспитанию

Тематические мероприятия

Дети дошкольного возраста только учатся анализировать и делать выводы. Большую роль в восприятии новой информации играют эмоции и впечатления. Поэтому на занятиях нужно использовать пословицы, поговорки, сказки, народные песни и игры, знакомить детей с народными ремеслами – росписью, вышивкой, народной игрушкой. Запланируйте тематические занятия: «Города-герои», «Дети войны», «Герб, флаг, гимн страны».

Особое место в плане работы необходимо отвести изобразительной деятельности. Именно через рисунки, поделки дети выражают свое отношение к родному дому, природе, малой родине. Это могут быть индивидуальные и коллективные работы на патриотическую тему, которые дети выполнят сами или вместе с педагогом. Организуйте тематические встречи с ветеранами, в городских библиотеках.

Прогулки и экскурсии

Запланируйте тематические прогулки и экскурсии, например, в краеведческий музей, к монументу Воинской славы. Привлекайте к тематическим экскурсиям родителей.

Чтобы организовать прогулки за территорией детского сада, у воспитателя должны быть согласия родителей на тех детей, которые принимают участие в походах или экскурсиях. Еще нужно составить заявку на имя заведующего ДОО на разрешение организации прогулок с детьми. Воспользуйтесь готовыми образцами согласия родителя и заявки на имя заведующего.

 Согласие родителя на участие ребенка в прогулке-походе

 Заявка на имя заведующего на организацию прогулки группы вне территории детского сада

Внимание

Если родители будут участвовать в прогулках вместе с детьми, согласия брать не нужно

Выставки

Запланируйте тематические выставки, например, рисунков и поделок ко Дню Победы, Дню города, Дню защитника Отечества. Оформите тематические стенды, уголки Героев в коридоре детского сада.

Еще один вариант оформления стендовой наглядности – тематические стены. Их можно посвящать памятным датам, проектной работе. В этом случае к оформлению привлекайте воспитателей, детей и родителей. Пример такого оформления межгруппового пространства смотрите ниже.

Пример

Вариант тематической стены

В МБДОУ № 31 Краснодарского края педагогический коллектив оформил вместе с родителями стену в коридоре детского сада. Такая стена – один из способов подвести итоги реализации проекта «Мы помним, мы гордимся» ко Дню Победы. Воспитанники принесли в детский сад портреты своих прадедов и прабабушек, которые служили во время Великой Отечественной войны. Родители и сотрудники детского сада раскрасили одну из стен коридора в цвета георгиевской ленты.

Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:

  • памятным датам, юбилеям, праздникам, например, выставка ко Дню космонавтики;
  • отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;
  • региональной тематике, например: «Животные и природа Севера», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Постоянно действующие выставки организуйте как мини-музеи, панорамы, центры. В этом случае лучше выделить под выставку отдельное помещение или часть помещения.

Конкурсы

Организуйте конкурсы среди возрастных групп, например, смотр-конкурс чтецов ко Дню Победы. Запланируйте конкурс – выставку детско-родительского творчества ко Дню России. Проведите акции, например, «Письмо солдату», «Письмо ветерану».

Как планировать работу с родителями

Решить задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию нельзя только силами педагогов. В этом процессе должны участвовать родители воспитанников. Поэтому педагоги должны планировать совместные с ними мероприятия.

В списке мероприятий, в которых участвуют родители, могут быть разные образовательные события, краеведческие экскурсии, спортивные праздники, конкурсы, мастер-классы. Творческие конкурсы и выставки совместных работ на темы, например, «Город и моя семья», «Моя родословная» помогут педагогам вовлечь в образовательную деятельность несколько поколений родственников детей.

На тематических родительских собраниях педагоги должны рассказывать о том, как важно закладывать в детях чувство любви к окружающему миру с ранних лет и предлагать формы совместного досуга. Например, «маршрут выходного дня» по историческим местам для расширения знаний родителей и детей о своем городе.

Чтобы мотивировать родителей участвовать в мероприятиях, узнать их отношение к патриотическому воспитанию детей, педагоги должны проводить анкетирование. Полученные данные помогут составить план мероприятий в рамках патриотического воспитания, которые будут интересны и детям и родителям. Воспользуйтесь готовым образцом анкеты.

 Анкета для родителей « Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»

Также оформите информацию на стендах в приемных. Разместите данные, которые будут интересны родителям, например, о достопримечательностях своего города или края. Своевременно их обновляйте, чтобы вызвать интерес у родителей.

Как контролировать

Чтобы оценить качество организации воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников, необходимо проанализировать три параметра. Контролируйте качество содержания работы педагогов с детьми, условий в детском саду, достигнутых результатов, а также взаимодействие с родителями.

Первый параметр – это качество содержания работы педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания, которое определяет образовательная программа вашего детского сада. Проконтролируйте, как педагог организует работу с детьми по патриотическому воспитанию. Какие формы использует по ознакомлению воспитанников с историей, улицами, достопримечательностями, зелеными зонами родного края. Оцените, как выстроена работа по знакомству с символикой государства: флагом, гербом, гимном и их значением. Воспользуйтесь готовой картой контроля.

 Карта оценки работы воспитателя по патриотическому воспитанию

Второй параметр – качество условий в детском саду, то есть содержание РППС в группах. Когда оцениваете РППС, проверьте оформление и содержание патриотического центра. Обратите внимание на эстетичность и оригинальность оформления, количество и уникальность экспонатов, информативность, разнообразие, соответствие возрастным особенностям, нравственный и педагогический потенциал. Проверьте содержание – оно должно отвечать возрастным особенностям детей. Воспользуйтесь готовой картой контроля.

 Карта оценки РППС по патриотическому воспитанию в группах

Третий параметр – качество достигнутых результатов, то есть знания и умения воспитанников. Проведите наблюдение за детьми, организуйте беседу по пройденному материалу. Делегируйте полномочия – привлеките других педагогов и специалистов детского сада. Диагностику знаний и умений детей возложите на воспитателей групп, а затем вместе с ними проанализируйте результаты. Воспользуйтесь готовым образцом карты.

 Карта оценки качества по направлению «Организация и содержание патриотического воспитания детей в ДОО»

Внимание

Оценивать, достигли ли воспитанники целевых ориентиров, чтобы судить о качестве их подготовки, нельзя

Это прямо запрещает пункт 4.3 ФГОС ДО. Достижение планируемых результатов вы можете оценивать только для того, чтобы оценить качество образования в детском саду. Иными словами, через результаты детей вы оцениваете работу педагогов.

Оценивайте, как педагог планирует работу с детьми и взаимодействие с родителями, проверьте содержание образовательной деятельности, включение разных видов деятельности с детьми и взаимодействия с родителями. Также учитывайте возрастные особенности воспитанников. В части организации образовательной деятельности также оцените, охватывает ли работа педагога все образовательные области. Воспользуйтесь готовым образцом карты.

 Карта анализа планирования работы с детьми и взаимодействия с родителями в рамках патриотического воспитания

Проконтролируйте наличие в группах материалов для родителей с наглядной информацией по патриотическому воспитанию дошкольников. Оцените доступность предлагаемого материала и эстетическое оформление. Воспользуйтесь готовой картой.

 Карта анализа наглядной информации по патриотическому воспитанию для родителей

Удобнее всего оценить все параметры в ходе тематического контроля. Составьте план, по которому будете проводить проверки в группах. В плане укажите основные разделы – какие направления деятельности педагогов проверить.

Тематический контроль охватывает все группы, поэтому нагрузку лучше распределить. Составьте график, в какой день и в какой группе пройдет проверка.

План тематического контроля должен включать диагностику динамики развития детей, оценку профессиональных компетенций педагогов, развивающей предметно-пространственной среды, планирования образовательного процесса, взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, а также методы контроля. Воспользуйтесь образцом плана тематической проверки в рамках подготовки к педсовету на тему «Организация патриотического воспитания дошкольников».

 План тематической проверки к педсовету на тему «Организация патриотического воспитания дошкольников»

Чтобы повысить качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию, организуйте анкетирование педагогов. Результаты анкетирования помогут спланировать методическую работу и оказать необходимую помощь педагогам, испытывающим затруднения по данному направлению. Воспользуйтесь готовым образцом анкеты.

 Анкета для воспитателей по вопросам патриотического воспитания дошкольников

По итогам тематической проверки проанализируйте полученные данные. По каждому разделу контроля выделите положительные моменты и недостатки. Обсудите результаты на педсовете и внесите изменения в план ближайших масштабных мероприятий, которые пройдут в детском саду.

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru

Дата последнего обновления страницы 03.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»